Дети с различными нарушениями слуха

Дети с нарушением слуха являются особой группой социума, поскольку у них нет возможности полноценного общения с окружающей средой. Ведь слух является средством восприятия мира, который наполняют разные звуки: смех и голоса людей, шорох листвы и пение птиц. Полная или частичная потеря слуха у ребенка — единственный физический дефект, который приводит к снижению интеллекта и задержке умственного развития маленького человека.

image

Согласно статистике, 15 из 1000 новорожденных имеют проблемы со слухом. Сейчас в мире более 500 миллионов людей, которые страдают частичной или полной потерей слуха. Глухота порождает расстройства речи. Слабослышащие дети плохо воспринимают как собственные слова, так и разговоры других людей. Из-за этого им сложно научиться говорить.

Причины глухоты у детей

Нарушение слуха у детей — это полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Причин такого явления несколько:

image

  1. Наследственность (врожденное нарушение, которое передается детям от их глухих родственников).
  2. Отклонения, связанные с беременностью и родами (инфекционное заболевание будущей мамы, родовые травмы, прием беременной женщиной запрещенных медицинских препаратов, появление на свет недоношенного ребенка).
  3. Детские инфекционные заболевания (менингит, скарлатина, энцефалит, осложнение гриппа, паротит, свинка).
  4. Черепно-мозговые травмы в раннем возрасте.
  5. Хроническое воспаление уха.
  6. Неправильное медикаментозное лечение.

Вернуться к оглавлению

Мнение врача:

Специалисты в области педиатрии и отоларингологии выражают важность раннего выявления и коррекции нарушений слуха у детей. По их мнению, диагностика таких нарушений должна проводиться на ранних этапах развития ребенка, чтобы своевременно начать лечение и обучение. Отсутствие своевременной помощи может привести к задержке в развитии речи, социальной изоляции и проблемам в обучении. Врачи подчеркивают, что каждый случай требует индивидуального подхода и комплексного лечения, включающего медицинские методы, реабилитацию и психологическую поддержку как для ребенка, так и для его семьи.

Как обучаются дети с нарушениями слуха? (СКШИ № 65) | Классные новостиКак обучаются дети с нарушениями слуха? (СКШИ № 65) | Классные новости

Как определить нарушение у ребенка

Родители могут самостоятельно с помощью несложных приемов проверить слух ребенка на первом году его жизни. Для этого нужно повнимательнее присмотреться к младенцу и выяснить, выполняет ли он следующие действия:

image

  1. Малыш реагирует криком или широко открытыми глазами на громкие звуки.
  2. Ребенок обращает внимание на голос мамы.
  3. В возрасте 4 месяцев поворачивает голову на голоса людей и звуки, издаваемые игрушками.
  4. В возрасте 1,5-4 месяцев начинает произносить разные звуки, которые в следующие месяцы жизни переходят в более или менее понятную речь.

Кроме того, диагностировать слуховые нарушения у младенца с первых месяцев жизни помогут специалисты. В некоторых странах Европы для этого используют универсальный скрининг — современную технологию, которая помогает безболезненно проверить слух у новорожденного путем исследования работы улитки внутреннего уха. Кроме того, всегда можно обратиться за помощью к детскому врачу.

Вернуться к оглавлению

Классификация детей с нарушением слуха

Р.М. Боскис выделяет две группы ребят с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие. К первой группе относят детей, которые не могут естественно воспринимать речь и самостоятельно ей овладеть.

Глухих малышей и подростков делят еще на два типа: рано оглохших и поздно оглохших.

К первому виду относят тех, кто потерял слух в раннем возрасте, до того, как начал говорить. В большинстве случаев такие дети воспринимают только очень громкие и резкие звуки.

Поздно оглохшими являются те, кто потерял слух вследствие травмы или болезни уже после того, как немного овладел речью. В таком случае родители могут сохранить речевые навыки своего ребенка, занимаясь с ним закреплением выученных слов и обучая чтению по губам.

imageСлабослышащие (или тугоухие) — это ребята с частичной потерей возможности слышать. У них наблюдают затрудненное речевое развитие, но в то же время самостоятельное освоение речевого запаса слов.

Б.С. Преображенский исследовал детей с проблемами слуха и выделил 4 группы слабослышащих:

  1. Легкая тугоухость (ребенок различает разговорную речь на расстоянии 6-8 м).
  2. Умеренная степень тугоухости (может хорошо слышать на расстоянии 4-6 м).
  3. Значительная степень тугоухости (воспринимает слова и целые предложения на расстоянии 2-4 м).
  4. Тяжелая степень тугоухости (разговорная речь улавливается на расстоянии до 2 м).

Французский врач Института глухонемых в Париже Итар сделал такую классификацию слабослышащих:

  1. Малыши, которые слышат громкую речь возле самого уха.
  2. Ребята, различающие гласные и согласные буквы.
  3. Дети, которые воспринимают только некоторые гласные и согласные.
  4. Не различающие слов, но слышащие разные звуки (звонок в двери, гром и т.д.).
  5. Полностью глухие.

Западные ученые различают 3 степени тугоухости — легкую, среднюю и тяжелую — и 3 группы глухоты: полную, почти полную, частичную.

Вернуться к оглавлению Устная речь детей с нарушением слухаУстная речь детей с нарушением слуха

Опыт других людей

Люди, встречающиеся с детьми, столкнувшимися с нарушениями слуха, выражают восхищение и вдохновение их бесконечной силой и оптимизмом. Они отмечают, что эти дети, несмотря на свои трудности, обладают удивительной способностью к адаптации и преодолению препятствий. Люди отмечают, что общение с такими детьми научает ценить каждое слово и жест, развивает терпимость и понимание. Они подчеркивают важность поддержки и включения детей с нарушениями слуха в общество, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свой потенциал и стать неотъемлемой частью нашего многообразного мира.

Речь слабослышащих детей

imageОбучение речи ребенка сильно зависит от степени снижения слуха. Чем меньше малыш слышит, тем хуже он говорит. В особо тяжелых случаях, когда ребенок почти ничего не слышит, он может быть глухонемым. Неслышащие дети нуждаются в специальном обучении сурдопедагога.

Врачи утверждают, что дети, которые потеряли слух в возрасте до 2 лет, когда речь еще была несформированной, без ранней помощи не могут общаться с людьми всю оставшуюся жизнь.

Если же малыш перестал слышать в 3-3,5 года, его речь еще можно сохранить с помощью специального обучения.

В 4-5 лет слабослышащий ребенок также забывает все выученные слова и фразы, если с ним сразу же не начнет заниматься специалист.

Потеря слуха в 6-7 лет может сильно испортить речь маленького человека без немедленной помощи специалиста.

Для того чтобы ребенок не смог нормально овладеть своей речью, достаточно даже частичной глухоты. Частичная потеря слуха в возрасте до 3 лет способствует значительной задержке и недоразвитию речи, а после 3 лет может полностью сохраниться благодаря обучению специалиста.

Поздно оглохшие дети отличаются от тех, кто потерял слух в раннем возрасте. Такие ребята уже владеют речью и поступают в специальные школы, где их учат читать по губам.

Речевое развитие маленького ребенка полностью зависит от взрослых. При своевременном обнаружении потери слуха у малыша и специальной помощи слух можно сохранить.

Вернуться к оглавлению Вебинар для педагогов: характеристика и образование детей с нарушениями слухаВебинар для педагогов: характеристика и образование детей с нарушениями слуха

Лечение детей с плохим слухом

Нарушение слуха у малышей влияет на их взаимодействие с окружающим миром и создает большой дискомфорт.

Современная медицина может упростить жизнь детям с такими проблемами. Не потерять речевых навыков с ухудшением слуха дошкольникам поможет слуховой аппарат. Хороший специалист сможет подобрать ребенку правильное устройство, которое будет усиливать звуки и поспособствует эффективному речевому развитию ребенка. Есть несколько видов слуховых аппаратов:

  • заушные, которые располагаются за ухом;
  • внутриушные, находящиеся в ушном проходе;
  • внутриканальные, которые позволяют аппарату проникнуть глубоко в ухо;
  • Open-Fit («открытое ухо») — современные слуховые аппараты, почти незаметные невооруженным глазом.

Кроме слуховых аппаратов есть много медикаментозных и хирургических способов лечения глухоты, которые каждому маленькому пациенту индивидуально подбирает врач. Ведь сильная потеря слуха может отобразиться на эмоциональном и психическом состоянии ребенка. Если он чувствует себя не таким, как все, проявляет постоянную раздраженность и агрессию, его следует показать психологу.

В наше время детская глухота не является приговором. Дети с нарушениями слуха могут стать полноценными членами общества, если ими займутся родители и специалисты. Глухие или слабослышащие малыши будут чувствовать себя счастливыми в позитивной эмоциональной среде и стабильной семейной атмосфере. Их будущее в руках любящих людей.

Частые вопросы

Что характерно для детей с нарушением слуха?

У детей с нарушением слуха могут проявляться особенности не только в речевом развитии, но и в развитии познавательной и личностной сферы: сниженный объем внимания и низкий темп переключения – ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому.

Как ведут себя дети с тугоухостью?

Симптомами тугоухости у детей может служить отсутствие реакции на звук игрушки, материнский голос, зов, просьбы, шепотную речь, отсутствие гуления и лепета, нарушение речевого и психического развития и другое. Потеря слуха в детском возрасте тесно связана с развитием речевой функции и интеллекта ребенка.

Какие основные категории выделяют среди детей с нарушениями слуха?

В зависимости от степени поражения слуховой функции Р. М. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха – глухие и слабослышащие.

Какие существуют варианты нарушений слуха?

Существует три основных типа потери слуха: кондуктивная, сенсоневральная и смешанная.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на раннюю диагностику нарушений слуха у детей. Чем раньше выявится проблема, тем быстрее можно начать лечение и коррекцию.

СОВЕТ №2

Поддерживайте постоянное общение с ребенком, даже если он испытывает трудности с аудиальным восприятием. Используйте жесты, мимику, рисунки – любые доступные способы общения.

СОВЕТ №3

Обеспечьте ребенку доступ к специализированным учебным заведениям или специалистам, которые помогут ему развивать слуховые навыки и обучаться наиболее эффективным методам.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации