Дети с нарушением слуха являются особой группой социума, поскольку у них нет возможности полноценного общения с окружающей средой. Ведь слух является средством восприятия мира, который наполняют разные звуки: смех и голоса людей, шорох листвы и пение птиц. Полная или частичная потеря слуха у ребенка — единственный физический дефект, который приводит к снижению интеллекта и задержке умственного развития маленького человека.
Согласно статистике, 15 из 1000 новорожденных имеют проблемы со слухом. Сейчас в мире более 500 миллионов людей, которые страдают частичной или полной потерей слуха. Глухота порождает расстройства речи. Слабослышащие дети плохо воспринимают как собственные слова, так и разговоры других людей. Из-за этого им сложно научиться говорить.
Причины глухоты у детей
Нарушение слуха у детей — это полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Причин такого явления несколько:
- Наследственность (врожденное нарушение, которое передается детям от их глухих родственников).
- Отклонения, связанные с беременностью и родами (инфекционное заболевание будущей мамы, родовые травмы, прием беременной женщиной запрещенных медицинских препаратов, появление на свет недоношенного ребенка).
- Детские инфекционные заболевания (менингит, скарлатина, энцефалит, осложнение гриппа, паротит, свинка).
- Черепно-мозговые травмы в раннем возрасте.
- Хроническое воспаление уха.
- Неправильное медикаментозное лечение.
Вернуться к оглавлению
Мнение врача:
Специалисты в области педиатрии и отоларингологии выражают важность раннего выявления и коррекции нарушений слуха у детей. По их мнению, диагностика таких нарушений должна проводиться на ранних этапах развития ребенка, чтобы своевременно начать лечение и обучение. Отсутствие своевременной помощи может привести к задержке в развитии речи, социальной изоляции и проблемам в обучении. Врачи подчеркивают, что каждый случай требует индивидуального подхода и комплексного лечения, включающего медицинские методы, реабилитацию и психологическую поддержку как для ребенка, так и для его семьи.
Как определить нарушение у ребенка
Родители могут самостоятельно с помощью несложных приемов проверить слух ребенка на первом году его жизни. Для этого нужно повнимательнее присмотреться к младенцу и выяснить, выполняет ли он следующие действия:
- Малыш реагирует криком или широко открытыми глазами на громкие звуки.
- Ребенок обращает внимание на голос мамы.
- В возрасте 4 месяцев поворачивает голову на голоса людей и звуки, издаваемые игрушками.
- В возрасте 1,5-4 месяцев начинает произносить разные звуки, которые в следующие месяцы жизни переходят в более или менее понятную речь.
Кроме того, диагностировать слуховые нарушения у младенца с первых месяцев жизни помогут специалисты. В некоторых странах Европы для этого используют универсальный скрининг — современную технологию, которая помогает безболезненно проверить слух у новорожденного путем исследования работы улитки внутреннего уха. Кроме того, всегда можно обратиться за помощью к детскому врачу.
Вернуться к оглавлению
Классификация детей с нарушением слуха
Р.М. Боскис выделяет две группы ребят с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие. К первой группе относят детей, которые не могут естественно воспринимать речь и самостоятельно ей овладеть.
Глухих малышей и подростков делят еще на два типа: рано оглохших и поздно оглохших.
К первому виду относят тех, кто потерял слух в раннем возрасте, до того, как начал говорить. В большинстве случаев такие дети воспринимают только очень громкие и резкие звуки.
Поздно оглохшими являются те, кто потерял слух вследствие травмы или болезни уже после того, как немного овладел речью. В таком случае родители могут сохранить речевые навыки своего ребенка, занимаясь с ним закреплением выученных слов и обучая чтению по губам.
Слабослышащие (или тугоухие) — это ребята с частичной потерей возможности слышать. У них наблюдают затрудненное речевое развитие, но в то же время самостоятельное освоение речевого запаса слов.
Б.С. Преображенский исследовал детей с проблемами слуха и выделил 4 группы слабослышащих:
- Легкая тугоухость (ребенок различает разговорную речь на расстоянии 6-8 м).
- Умеренная степень тугоухости (может хорошо слышать на расстоянии 4-6 м).
- Значительная степень тугоухости (воспринимает слова и целые предложения на расстоянии 2-4 м).
- Тяжелая степень тугоухости (разговорная речь улавливается на расстоянии до 2 м).
Французский врач Института глухонемых в Париже Итар сделал такую классификацию слабослышащих:
- Малыши, которые слышат громкую речь возле самого уха.
- Ребята, различающие гласные и согласные буквы.
- Дети, которые воспринимают только некоторые гласные и согласные.
- Не различающие слов, но слышащие разные звуки (звонок в двери, гром и т.д.).
- Полностью глухие.
Западные ученые различают 3 степени тугоухости — легкую, среднюю и тяжелую — и 3 группы глухоты: полную, почти полную, частичную.
Вернуться к оглавлению
Опыт других людей
Люди, встречающиеся с детьми, столкнувшимися с нарушениями слуха, выражают восхищение и вдохновение их бесконечной силой и оптимизмом. Они отмечают, что эти дети, несмотря на свои трудности, обладают удивительной способностью к адаптации и преодолению препятствий. Люди отмечают, что общение с такими детьми научает ценить каждое слово и жест, развивает терпимость и понимание. Они подчеркивают важность поддержки и включения детей с нарушениями слуха в общество, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свой потенциал и стать неотъемлемой частью нашего многообразного мира.
Речь слабослышащих детей
Обучение речи ребенка сильно зависит от степени снижения слуха. Чем меньше малыш слышит, тем хуже он говорит. В особо тяжелых случаях, когда ребенок почти ничего не слышит, он может быть глухонемым. Неслышащие дети нуждаются в специальном обучении сурдопедагога.
Врачи утверждают, что дети, которые потеряли слух в возрасте до 2 лет, когда речь еще была несформированной, без ранней помощи не могут общаться с людьми всю оставшуюся жизнь.
Если же малыш перестал слышать в 3-3,5 года, его речь еще можно сохранить с помощью специального обучения.
В 4-5 лет слабослышащий ребенок также забывает все выученные слова и фразы, если с ним сразу же не начнет заниматься специалист.
Потеря слуха в 6-7 лет может сильно испортить речь маленького человека без немедленной помощи специалиста.
Для того чтобы ребенок не смог нормально овладеть своей речью, достаточно даже частичной глухоты. Частичная потеря слуха в возрасте до 3 лет способствует значительной задержке и недоразвитию речи, а после 3 лет может полностью сохраниться благодаря обучению специалиста.
Поздно оглохшие дети отличаются от тех, кто потерял слух в раннем возрасте. Такие ребята уже владеют речью и поступают в специальные школы, где их учат читать по губам.
Речевое развитие маленького ребенка полностью зависит от взрослых. При своевременном обнаружении потери слуха у малыша и специальной помощи слух можно сохранить.
Вернуться к оглавлению
Лечение детей с плохим слухом
Нарушение слуха у малышей влияет на их взаимодействие с окружающим миром и создает большой дискомфорт.
Современная медицина может упростить жизнь детям с такими проблемами. Не потерять речевых навыков с ухудшением слуха дошкольникам поможет слуховой аппарат. Хороший специалист сможет подобрать ребенку правильное устройство, которое будет усиливать звуки и поспособствует эффективному речевому развитию ребенка. Есть несколько видов слуховых аппаратов:
- заушные, которые располагаются за ухом;
- внутриушные, находящиеся в ушном проходе;
- внутриканальные, которые позволяют аппарату проникнуть глубоко в ухо;
- Open-Fit («открытое ухо») — современные слуховые аппараты, почти незаметные невооруженным глазом.
Кроме слуховых аппаратов есть много медикаментозных и хирургических способов лечения глухоты, которые каждому маленькому пациенту индивидуально подбирает врач. Ведь сильная потеря слуха может отобразиться на эмоциональном и психическом состоянии ребенка. Если он чувствует себя не таким, как все, проявляет постоянную раздраженность и агрессию, его следует показать психологу.
В наше время детская глухота не является приговором. Дети с нарушениями слуха могут стать полноценными членами общества, если ими займутся родители и специалисты. Глухие или слабослышащие малыши будут чувствовать себя счастливыми в позитивной эмоциональной среде и стабильной семейной атмосфере. Их будущее в руках любящих людей.
Частые вопросы
Что характерно для детей с нарушением слуха?
У детей с нарушением слуха могут проявляться особенности не только в речевом развитии, но и в развитии познавательной и личностной сферы: сниженный объем внимания и низкий темп переключения – ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому.
Как ведут себя дети с тугоухостью?
Симптомами тугоухости у детей может служить отсутствие реакции на звук игрушки, материнский голос, зов, просьбы, шепотную речь, отсутствие гуления и лепета, нарушение речевого и психического развития и другое. Потеря слуха в детском возрасте тесно связана с развитием речевой функции и интеллекта ребенка.
Какие основные категории выделяют среди детей с нарушениями слуха?
В зависимости от степени поражения слуховой функции Р. М. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха – глухие и слабослышащие.
Какие существуют варианты нарушений слуха?
Существует три основных типа потери слуха: кондуктивная, сенсоневральная и смешанная.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на раннюю диагностику нарушений слуха у детей. Чем раньше выявится проблема, тем быстрее можно начать лечение и коррекцию.
СОВЕТ №2
Поддерживайте постоянное общение с ребенком, даже если он испытывает трудности с аудиальным восприятием. Используйте жесты, мимику, рисунки – любые доступные способы общения.
СОВЕТ №3
Обеспечьте ребенку доступ к специализированным учебным заведениям или специалистам, которые помогут ему развивать слуховые навыки и обучаться наиболее эффективным методам.