Нарушение фонематического слуха — весьма распространенная проблема, возникающая в детском возрасте. Ее можно и нужно устранять, но делать это надо вовремя, желательно при первом же обнаружении.
Признаки нарушений фонематического слуха
У человека имеется неречевой и речевой слух. Первый отвечает за восприятие музыки или различных шумов, а второй обеспечивает способность воспринимать фонемы и проводить их анализ. Речевой слух состоит из фонематического слуха — умения анализировать различные речевые звуки, и фонетического слуха — способности идентифицировать слово.В нашем языке фонемы — это гласные звуки, а также согласные, которые имеют очень важные характеристики: твердость и мягкость, звонкость и глухость. Замена гласных звуков (петь-пить), замена согласных по их глухости-звонкости или твердости-мягкости (тень-день, кон-конь) могут менять смысл слова целиком.
Фонематический слух позволяет ребенку улавливать различные вариации звуков в словах, а затем на основании их анализа воспроизводить звуки так, чтобы получалось правильное слово, то есть контролировать свою речь тоже.Конечно, детям это удается не сразу, и первое время они не совсем правильно пользуются своим речевым аппаратом для воспроизведения звуков. Так что совершенно нормально, когда у ребенка поначалу возникают проблемы с правильным произношением слов.
Однако при нормальной работе фонематического слуха малыш самостоятельно обнаруживает эти ошибки и в конечном итоге полностью овладевает речевым аппаратом — начинает правильно ставить язык при произношении. Таким образом, к четырем годам он уже должен уметь правильно воспроизводить все фонемы, кроме звуков [л] и [р], а к пятилетнему возрасту не должно остаться совсем никаких ошибок в произношении. Поэтому обнаружить нарушения фонематического слуха у малыша несложно, главным их проявлением является дислалия — неверное произношение звуков при нормальной нервной регуляции речевого аппарата. Итак, имеет смысл обратиться к логопеду, если родители заметили у ребенка следующие ошибки в произношении слов:
- путает звуки [л] и [р] (произносит «калтошка» вместо «картошка»);
- путает звуки [с], [з] и [ш],[ж](произносит «крыса» вместо «крыша», «книска» вместо «книжка» или «зук» вместо «жук»);
- оглушает звонкие согласные звуки (произносит «кора» вместо «гора»);
- смягчает твердые согласные звуки (произносит «садь» вместо «сад» или «люк» вместо «лук»);
- путает взрывные шумные переднеязычные и заднеязычные согласные звуки [т] и [к], [д] и [г] (произносит «Коля» вместо «Толя» или «гол» вместо «дол»).
Собственно, перечисленные проявления считаются основными и встречаются наиболее часто. Но существуют и другие признаки дислалий.
Кажется, что нет ничего страшного в том, что ребенок путает какие-то звуки или неправильно выбирает фонемы, произнося слово. Но в действительности ошибочное произношение серьезно затрудняет восприятие речи для окружающих людей.
Иногда родители настолько привыкают к произношению ребенка, что без труда могут «расшифровать», что он имел в виду, однако сверстникам, воспитателям или учителям сделать это очень сложно. Из-за этого ребенок будет испытывать трудности в общении и чувствовать себя отстраненным, а это порождает уже более серьезные социальные проблемы в будущем. Кроме того, неправильное произношение легче скорректировать, когда ребенок только учиться говорить, то есть во время дошкольного возраста. По мере взросления он привыкает пользоваться речевым аппаратом определенным образом, и ликвидировать эти привычки у малыша, который уже пошел в школу, логопеду будет намного сложнее.
Вернуться к оглавлению
Мнение врача:
Причины нарушения фонематического слуха могут быть разнообразными, включая генетические факторы, травмы, инфекции или неверное формирование аппарата речи. Важно провести комплексное обследование пациента, включающее аудиометрию, фонетические тесты и неврологическое обследование. Лечение фонематического слуха зависит от выявленных причин и может включать логопедические занятия, аудиотренировки, а также в некоторых случаях хирургическое вмешательство. Важно начинать лечение как можно раньше, чтобы обеспечить наилучшие результаты и помочь пациенту развить навыки правильного восприятия звуковой информации.
Почему возникают такие нарушения
Звуки речи — это достаточно сложные образования, которые присущи исключительно людям. У ребенка они начинают вырабатываться практически сразу после появления на свет. В этом процессе принимают участие как центральная, так и периферическая нервная система, поэтому, если на них воздействуют какие-то негативные факторы, это сказывается на фонематическом восприятии и впоследствии на произношении. В связи с этим можно выделить несколько главных причин, приводящих к нарушению фонематического слуха.
Ослабление организма из-за соматических патологий. Любая более или менее серьезная болезнь может оказать неблагоприятное воздействие на развитие речевого слуха. Например, если у ребенка имеются проблемы с пищеварительной системой, он недополучает питательные вещества, становится вялым, замкнутым и необщительным. Кроме того, некоторые из заболеваний влияют непосредственно на функционирование нервной системы, замедляя психическое развитие (например, нарушения в работе щитовидной железы).
Далеко не всегда к проблемам с фонематическим восприятием приводят серьезные заболевания. У некоторых детей просто имеются определенные особенности организации нервной системы, в силу которых может пострадать фонематический слух. Например, если ребенок очень подвижный, активный и неусидчивый, ему очень трудно концентрировать внимание на улавливании и произношении фонем. В таком случае возникает потребность уделить особое внимание развитию звукового восприятия, и речь ребенка нормализуется.
Отдельно следует сказать о нарушениях слуха. Если ребенок не в состоянии расслышать звук, он не может его запомнить и правильно воспроизвести. Поэтому в некоторых случаях причиной нарушения фонематического слуха становится тугоухость. Все осложняется тем, что выявить такую патологию у маленьких детей бывает не так-то просто. Ребенок может в общих чертах понимать, что ему рассказывают, и выполнять просьбы, но при этом не слышать четко все звуки. К отоларингологу следует обратиться, если у ребенка были или имеются симптомы отита: беспокойство, боль в ухе или височной области, гнойные выделения из наружного слухового отверстия.
Неблагоприятная речевая среда, конечно же, с высокой долей вероятности может стать причиной нарушения фонематического слуха и дислалии. Например, если родители мало разговаривают с ребенком, не читают ему книжки или ограничивают его в общении с окружающими, малыш практически не слышит правильной речи, не может тренировать свой речевой слух и улавливать правильное произношение фонем в различных словах. Причиной патологий речевого восприятия может стать неправильное произношение слов самими родителями.
Вернуться к оглавлению
Интересные факты
-
Генетика:некоторые мутации в генах, связанных с обработкой речи, могут предрасполагать к нарушениям фонематического слуха.
-
Отсутствие речевой среды:дети, растущие в среде, где не говорят на их родном языке, или с людьми с тяжелыми нарушениями речи, могут испытывать трудности с развитием фонематического слуха.
-
Повреждение головного мозга:травмы или заболевания, поражающие определенные области мозга, ответственные за обработку речи, могут привести к нарушениям фонематического слуха.
Опыт других людей
Причины нарушения фонематического слуха могут быть разнообразны, от генетических предрасположенностей до воздействия внешних факторов, таких как травмы или инфекции. Люди, столкнувшиеся с этой проблемой, отмечают, что она существенно затрудняет общение и понимание речи окружающих.
Способы лечения фонематического слуха включают в себя аудиологическое обследование для определения степени нарушения, логопедические занятия для коррекции произношения и тренировки слуха, а также использование слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов. Люди, прошедшие лечение, отмечают значительное улучшение восприятия речи и повышение качества жизни.
Как устранить нарушения фонематического слуха
Решением этой проблемы занимаются логопеды, работающие в садах, центрах обучения детей и школах. Используя специальные методики, они учат ребенка:
- идентифицировать фонемы и не смешивать их в процессе восприятия;
- отличать правильное произношение в каком-либо слове от неправильного;
- контролировать собственное произношение и давать ему оценку;
- правильно ставить язык при произношении того или иного звука.
При правильно поставленной работе с логопедом положительного эффекта можно добиться практически всегда и ликвидировать самые разные виды дислалий.
Для устранения нарушений фонематического слуха логопедические занятия у дошкольников должны проводиться регулярно и не менее трех раз в неделю.
Очень важно проводить коротенькие домашние занятия с ребенком по заданию логопеда (обычно достаточно уделять этому по 5-15 минут 2-3 раза в день). Такие занятия могут проходиться в форме игры. Например, договоритесь с ребенком, что он будет хлопать в ладоши каждый раз, когда услышит в слове звук [ш]. Произносите с оптимальной скоростью сначала отдельные звуки, потом короткие слова («мышь», «кость», «вошь», «суп», «шум»), а затем более длинные («кошечка», «косичка», «кошмар», «маскарад»).
https://www.youtube.com/watch?v=YxAhBBoniB4
Сроки преодоления нарушений восприятия звуков и недостатков их произношения зависят от сложности речевого дефекта, индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, помощи со стороны родителей и, конечно, от того, насколько рано они обратились к логопеду при обнаружении первых признаков проблемы.
Частые вопросы
Как понять что нарушен фонематический слух?
Нарушение звукопроизношения (замены и смешения звуков).Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных букв, слогов, вставки букв, перестановки букв, слогов).Ещё•18 мая 2015 г.
Чем грозит нарушение фонематического слуха?
Нарушение фонематического слуха ведет к резкой дезорганизации всей речевой системы. При полном разрушении этой области коры у человека пропадает способность различать фонемы родного языка. Такие больные не понимают обращенную к ним речь.
Какая часть мозга отвечает за фонематический слух?
Развитие фонематического слуха За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение «языка» животных и птиц.
Что такое фонематический слух и как его развивать?
Фонематический слух — это умение ребенка правильно слышать и различать речевые звуки. Процесс развития фонематического слуха у каждого ребенка индивидуален: так происходит, потому что дети слышат различные не речевые звуки, окружающую речь и проговаривают ее сами.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Обратитесь к специалисту (логопеду, аудиологу) для проведения диагностики вашего фонематического слуха. Точное определение причины нарушения поможет выбрать эффективные методы лечения.
СОВЕТ №2
Постоянно занимайтесь упражнениями для развития фонематического слуха. Регулярные тренировки помогут улучшить восприятие звуков и речи.
СОВЕТ №3
Избегайте шумных мест и стрессовых ситуаций, которые могут негативно сказываться на вашем слухе. Поддерживайте здоровый образ жизни и ухаживайте за своим слухом.